Наши контакты: +38 044 361 92 79 | +38 067 912 89 29

Виталий Грусевич: «Не стоит оправдываться коронакризисом»

В.ГрусевичВесна 2020 бросила непростые вызовы, создав вместе с трудностями новые возможности для бизнеса. Украинские СМИ не устают говорить об изменениях, которые коснулись рынка недвижимости под влиянием коронакризы. Но не стоит винить только COVID-19 во всех проблемах строительной отрасли.

 

Об истинных реалии, проблемы и новые возможности для строителей Украины - обстоятельный разговор с председателем правления международного бизнес-объединения The Wall-Ukraine Виталием Грусевич.

 

 

- Спасибо, господин Виталий, что нашли время для разговора о важных темах строительной отрасли.

 

- Думаю, у нас будет содержательная встреча. По крайней мере, я так настроен.

 

 - Господин Виталий, значительная часть компаний несколько месяцев обеспокоена ситуацией вокруг COVID-19. Как в начале нового сезона чувствуют себя строительные компании? Удалось приспособиться к новым условиям ведения бизнеса?

 

- Многие ожидали обвала рынка недвижимости в Украине. И были тревожные сигналы, но этого не произошло. В начале осеннего сезона компании уже привыкли работать в новом режиме и прекрасно справляются. Уже стали заметны новые тенденции рынка: сохранить положительную репутацию и завершить проекты многим организациям помогли партнерские отношения с другими крупными системными компаниями. Следовательно, объекты начали реализовываться 2-3 девелоперами одновременно. Разумеется, до нового года надолужуватимуться потеряны сроки и темпы строительства, хотя они не критичны для системных компаний, но все-таки немного сместились. Правда, большинство игроков рынка запуск новых площадок перенесли на 2021.

 

- То есть коронакриза поверхностно повлияла на строительство Украины.

 

- Не стоит оправдываться коронакризою, подавляющим причиной стали сложности в первую очередь связаны с начатыми до кризиса глобальными экономическими проблемами, управлением государственным сектором отрасли и саботаж реформы Даби на местах. После первого ослабления карантина в соответствии со стратегией развития The WALL-Ukraine при поддержке компаний-резидентов, мы проводили онлайн-встречи и делали мониторинг проблем у строительных компаний. Проработали большое количество жалоб от бизнеса. И что нас удивило, так это то, что 62% жаловались на препятствия в выдаче разрешительной документации на строительство и ввод домов в эксплуатацию, а сама ГАСК как оборвала свои каналы коммуникации с бизнесом.

 

- Вы упомянули о реформе Даби. В Верховной Раде продолжают работать над законодательными изменениями чтобы запустить второй этап реформы Даби. Вас можно назвать сторонником этой реформы?

 

- Последние годы строительная отрасль насколько задыхалась от коррупции в ГАСК, что сегодня реформа остро необходима. При этом важно не только хорошо знать предмет регулирования и логику изменений, но и стоит уметь прогнозировать результаты. Есть моменты, которые вызывают сомнения в их целесообразности и эффективности. Ожидаются реформаторские изменения в 12 действующих законах Украины. В частности, "Об основах градостроительства", "Об архитектурной деятельности", "О регулировании градостроительной деятельности" и другие. Как только правительство сообщило о ликвидации Государственной архитектурно-строительной инспекции и создание новых органов, эксперты The Wall совместно с резидентами и другими игроками рынка проработали Проект Закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно первоочередных мер по реформированию государственного регулирования в сфере градостроительства» и направили открытое обращение Премьер-министру Украины Д.А. ШМЫГАЛЬ с наработанными предложениям, касающихся реформирования Государственной архитектурно-строительной инспекции.

 

- По вашему мнению, что не так с реформой?

 

- Летом мы подробно разбирали презентацию Офиса простых решений и результатов по реформированию государственного управления в сфере градостроительства. Для общего понимания расскажу на примере этой инициативы. Там предполагается, что единственным источником мистобудивноӥ информациӥ должен стать мистобудивний̆ кадастр. Это замечательно, но это уже в действующем законодательстве. Однако и здесь надо существенно поработать над его актуальностью и наполнением. Двигаться к внедрению полноценного многослойного градостроительного кадастра по примеру или на основе земельного кадастра является правильным решением, хотя и оно требует времени и масштабного финансирования, источники которого сейчас найти трудно. На совещании у премьер-министра с участием господина Саакашвили приняли мое предложение о предоставлении градостроительных условий и ограничений как выдержки из градостроительного кадастра. Соответственно, этот извлечение должна формироваться уполномоченным архитектурным органом разработчиком градостроительной документации, или же непосредственно архитектором проекту с имеющейся градостроительной документации, который должен нести весомую персональную ответственность. Однако, наличием актуальной градостроительной документации могут похвастаться далеко не все населенные пункты Украины, не говоря о ОТГ. Считаю верным направлением создания института юридических лиц, уполномоченных за осуществление градостроительного контроля, которое предусмотрено через механизм страхования их гражданско-правовой ответственности СС2 - 3 млн $, СС3 - 5 млн $. Но и тут у меня есть сомнения, поскольку страхование ответственности должно зависеть от стоимости контролируемого объекта; субъекты контроля должны соответствовать четко выписанным лицензионным условиям; нужно внедрить алгоритм контроля и публичного освещения его результатов; ввести весомую финансовую ответственность за пренебрежение требованиями осуществления контроля.

Предложение ввести в правовое поле строительство по Еврокод тоже не новшество. В Украине давно есть возможность проектировать и строить по Еврокод, но необходимо нормативно внедрить механизм прохождения экспертизы проекту. Такой специализации в экспертных организаций в Украине не существует. В европейских странах проектно документацию проверяют более опытные проектувальникы.

Это так коротко по основным тезисах. Стоит добавить, что важно в новом законодательстве о регулировании градостроительства никоим образом не нивелировать реформу децентрализации и позволить бизнесу делать выбор органов для получения разрешений ли в Государственной сервисной службе или территориальных органах или в органах местного самоуправления.

- А по своей сути предложенная реформа ДАБИ соответствует основным вызовам отрасли?

- Реформа предложена неизвестными авторами. По моему убеждению, к инициативам приобщены бенефициары коррупционной системы ДАБИ, ведь конфликт коррупционного администрирования ДАБИ заключался в основном в сочетании разрешительных и контрольных функций этого органа. Контрольную функцию в выдаче разрешения (при предоставлении государственной услуги) ДАБИ выполняла незаконно, с целью привлечения к «переговоров» конечного инвестора. Проявляя «нарушения», ни на кого не накладывались штрафные санкции, только выдавались отказа по отказам. В случаях законного строительства все сводилось к приобретению входного билета. А выпустив незаконное разрешение по неправомерную выгоду, чиновники ДАБИ натыкалась на давление общественности и различных органов с требованием провести проверку и отменить документ, за который инвестор уже заплатил. В таких случаях и полученного никто не хочет возвращать, и отвечать на вопрос: «куда смотрели при выдаче?» - довольно рискованно. Поэтому разделение полномочий приведет лишь к решению рук чиновникам и усиление коррупции.

Действующее сегодня законодательство содержит эффективное регулирование контрольной и разрешительной функцией. По большому счету, для преодоления коррупции достаточно было внести изменения в соответствующие порядков, регулируются постановлениями Правительства и внутренних приказов самой Даби по утверждению детализированных технологических карт. Но все вопросы сводятся к политической воли, интересов, больших денег и устаревшей нормативной базы, при которой трудно строить по современным подходам и технологиям без нарушений.

- Как думаете, на что стоит обратить внимание Украине, чтобы улучшить инвестиционный климат?

- Стоит начать работать над изменениями в промышленной политике. Уже год назад наблюдался спад украинского промпроизводства, а карантин вдвое его ускорил. Положительно, что последняя программа Кабмина среди мер по восстановлению промышленности декларирует содействия развитию индустриальных парков со всей необходимой инженерно-технической и транспортной инфраструктурой. Любой производитель требует инфраструктуры: дороги, порты и дороги, доступность к аэропортам и терминалов, пропускные пункты. Инвестору нужен порядок в этих сферах. Доступность к этому всему могут обеспечить индустриальные парки. Сама их идея в мире: создать инфраструктуру для инвестора.

Современные индустриальные парки обеспечивают ежегодное увеличение макропоказателей многих стран мира. Например, в Турции в течение 1995-2017 гг. Более 80% прямых иностранных инвестиций были сосредоточены именно в индустриальных парках. Тогда еще в 2013 Турция полностью «погасила» свою задолженность перед МВФ. Но и сегодня турецкие власти продолжает строительство индустриальных парков в различных провинциях страны.

- Значит, восстановление промышленности за счет строительства индустриальных парков.

- Да, как один из ключевых факторов. К сожалению, в Украине ситуация с развитием индустриальных парков критическая. Мы 43 индустриальные парки. Это одно из самых низких в мире чисел. Но де-юре и де-факто, как всегда в украинских реалиях, говорят о разном. Примеров эффективного развития хотя бы одного из них мы не видим. На сегодня в Польше функционируют 82 индустриальных парках, в Германии более 200, в США и Китае более 400, а в Южной Корее более 1000 В Украине первые 12 парков были внесены в Реестр индустриальных (промышленных) парков лишь в 2014 году. Это когда первые индустриальные парки появились в Западной Европе и США еще в конце XIX - начале XX столетия.

- В чем тогда проблема Украины, что парки не создаются?

- Мы много общаемся с иностранными инвесторами на тему индустриальных парков. И буквально всегда слышим: «Нам интересна Украина, мы готовы в нее инвестировать, но какие есть преимущества?». Так в ходе разговора должны дать четкий ответ о поддержке государства в этом вопросе. Откровенно говоря, без льгот в украинском индустриальные парки никто не придет. Особенно если сравнить льготы и преференции от государства в ближайших соседей. Например, в белорусском индустриальном парке «Большой камень» компании освобождаются от налога на прибыль на 10 лет и уплата этого налога по ставке вдвое ниже к 2062, а также полное освобождение от налога на недвижимость и налога на землю на этот же срок, нет налога на дивиденды в течение 5 лет с момента появления дивидендов. Что еще такого интересного ... На территории парка действует режим особой экономической зоны с возможностью беспошлинного ввоза товаров для их переработки под таможенным контролем. В рамках бизнес-туров мы имеем возможность показать этот парк и компании могут сразу на месте обсудить перспективы сотрудничества.

- Что-то подобное мы можем сделать в Украине?

- Конечно. В первую очередь нужны законотворческие инициативы. В этом году у народных депутатов родились законопроекты об изменениях в закон «Об индустриальных парках». Комитеты Верховной Рады Украины сегодня рассматривают проекты №3724 и №3725. Предполагается, что в сентябре они уже попадут в сессионный зал. Основная их задача это предоставить различные экономические стимулы для компаний - резидентов индустриальных парков в Украине. Хотя многие аналитических центров призывают народных депутатов существенно их доработать.

- А территории достаточно, чтобы разместить такие парки?

- Теоретически Украина может обеспечить реализацию более 200 отечественных индустриальных парков, соответственно это возможности привлечения более 20 млрд долл. инвестиций, учитывая отраслевые приоритеты конечно. Мы ведем переговоры с китайскими инвесторами и ориентированы создать индустриальные парки на территории крупных промзон, где уже есть необходимая инфраструктура и коммуникации. Так инвестор не тратить лишние средства, что является одним из наших аргументов в диалоге. Например, Днепр имеет более 700 гектаров заброшенных промышленных зон, равноценно строительству не менее пяти индустриальным паркам. Близость порта и удачное географическое расположение создает высокий потенциал развития индустриальных парков в регионе.

В конце концов только законопроектами об индустриальных парках и льготами не решить все вопросы инвестиций. У нас монопольная «Укрзализныця» и высокие портовые сборы, дороги не приспособлены для большой нагрузки, к этому всему есть и значительные пробелы в законодательстве, налоговой и судебной системе - все это нивелирует преимущества индустриальных парков для иностранных инвесторов.

- Я вам сейчас предложу с блиц.

- Согласен.

- Скажите, запустить автоматические e-услуги для строительных объектов сложно?

- Нет. Если не будет искусственных барьеров, как в 2010, когда запускали реестр Даби, который по сути и не был передан на баланс государства: практически 10 лет регистрировались разрешения и сертификаты не в официальной системе, что затрудняло рассмотрение уголовных дел, которые инициировались по этому реестра. Запуска электронной системы должно предшествовать наведение порядка с процедурами и процессами взаимодействия.

- На портале «Действие» до ноября текущего года должны работать электронные услуги для всех категорий последствий СС1, СС2 и СС3. Минцифры успеет?

- Электронная система в первые дни запуска для категорий последствий СС1 не работала вообще. Компании, которые пытались им пользоваться, и органы самоуправления почти месяц нам писали о нестабильной работе всех опций. Будем наблюдать, как этот процесс пройдет с СС2, СС3, ведь там нужно указывать гораздо больше информации с точки зрения регистрации в системе, кроме этого необходимо взаимосвязь с большим количеством других реестров.

- Бизнес заинтересован в участии в этом эксперименте?

- Конечно. Компании даже изъявляют желание присоединиться к бета-тестированию услуг. Сейчас на этапе тестирования находятся три первые услуги в сфере градостроительства - подготовительные работы, сообщения на основании строительного паспорта и документы по СС1!

- Сегодняшние результаты, программы «Большая стройка» вызывают у вас надежду или разочарование?

- Скорее надежду, чем разочарование. Хотя некоторые моменты должны спорный характер.

- Правильно, что большую часть средств правительство направило на дорожное строительство?

- Строительство дорог всегда важна и положительная инициатива.

- Большая конкуренция во время тендеров в строительной отрасли?

- Система закупок Прозрачно нуждается в совершенствовании для строительной отрасли с обязательным применением двухступенчатых тендеров. Сейчас система позволяет злоупотреблять со стороны государственных заказчиков и поэтому не пользуется доверием со стороны бизнеса.

- Берут в тендерах участие иностранные компании?

- На негосударственном электронной площадке закупок, который внедрила The Wall-Ukraine, иностранные компании подают свои предложения в каждом тендере. Только во время тестирования платформы было осуществлено закупок на сумму почти 5 млн. Грн. В систему добавлен десятки проверенных поставщиков строительных материалов с иностранными инвестициями.

- В начале года правительство активно подхватил тему ипотечного кредитования. Понятно, что строительные компании «за» ипотеку. А банки?

- В этой ситуации украинские банки зависят от стоимости финансовых ресурсов и регуляторного давления. Рыночные деньги пока дорогие, кредитование первичной недвижимости имеет немало барьеров с точки зрения Нацбанка. Поэтому сейчас кредитования наблюдается либо по направлению партнерских с застройщиком программ, или введенной в эксплуатацию недвижимости. О массовости не стоит поднимать вопрос.

- То, что этот вопрос замерло в ожидании, должны банки?

- Нет. Подавляющее большинство вопросов регулирования с целью удешевления ипотечных кредитов должно решить государство. Свою роль также имеют и мораторий на взыскание валютных кредитов, и необходимость снижения требований к резервированию банками средств, и коронакриза, нестабильная политическая ситуация.

Общалась Анна Ковцуняк

Весна 2020 року кинула непрості виклики, створивши разом із труднощами нові можливості для бізнесу. Українські медіа не втомлюються говорити про зміни, які торкнулися ринку нерухомості під впливом коронакризи. Але не варто звинувачувати лише COVID-19 у всіх негараздах будівельної галузі.

Про справжні реалії, проблеми та нові можливості для будівельників України – ґрунтовна розмова з головою правління міжнародного бізнес-об’єднання The Wall-Ukraine Віталієм Грусевичем.

 

-Дякую, пане Віталію, що знайшли час для розмови про важливі теми будівельної галузі.

-  Думаю, в нас буде змістовна зустріч. Принаймні, я так налаштований.

 -  Пане Віталію, значна частина компаній кілька місяців стурбована ситуацією навколо COVID-19. Як на початку нового сезону почувають себе будівельні компанії? Чи вдалося пристосуватися до нових умов ведення бізнесу?

- Багато хто очікував обвалу ринку нерухомості в Україні. І були тривожні сигнали, але цього не сталося. На початку осіннього сезону компанії вже звикли працювати в новому режимі та прекрасно справляються. Вже стали помітніші нові тенденції ринку: зберегти позитивну репутацію та завершити проєкти багатьом організаціям допомогли партнерські відносини з іншими великими системними компаніями. Відтак, об’єкти почали реалізовуватися 2-3 девелоперами одночасно. Зрозуміло, до нового року надолужуватимуться втрачені терміни і темпи будівництва, хоча вони не критичні для системних компаній, але ж все-таки трохи змістилися. Правда, більшість гравців ринку запуск нових майданчиків перенесли на 2021 рік. 

Тобто коронакриза поверхнево вплинула на будівництво України.

-  Не варто виправдовуватися коронакризою, переважною причиною стали складнощі насамперед пов’язані із започаткованими до кризи глобальними економічними негараздами, управлінням державним сектором галузі та саботаж реформи ДАБІ на місцях. Після першого послаблення карантинних обмежень відповідно до стратегії розвитку The WALL-Ukraine за підтримки компаній-резидентів, ми проводили онлайн-зустрічі та робили моніторинг проблем у будівельних компаній. Опрацювали велику кількість скарг від бізнесу. І що нас здивувало, так це те, що 62 % скаржилися на перешкоди у видачі дозвільної документації на будівництво і введення будинків в експлуатацію, а сама ДАБІ наче обірвала свої канали комунікації з бізнесом. 

Ви згадали про реформу ДАБІ. У Верховній Раді продовжують працювати над законодавчими змінами аби запустити другий етап реформи ДАБІ. Вас можна назвати прихильником цієї реформи?

- Останні роки будівельна галузь наскільки задихалася від корупції у ДАБІ, що сьогодні реформа гостро необхідна. При цьому важливо не лише добре знати предмет регулювання та логіку змін, але й варто вміти прогнозувати результати. Є моменти, які викликають сумніви щодо їх доцільності та ефективності. Очікуються реформаторські зміни у 12 діючих законах України. Зокрема, "Про основи містобудування", "Про архітектурну діяльність", "Про регулювання містобудівної діяльності" та інші. Як тільки уряд повідомив про ліквідацію Державної архітектурно-будівельної інспекції і створення нових органів, експерти The Wall спільно з резидентами та іншими гравцями ринку опрацювали Проєкт Закону «Про внесення змін до деяких законодавчих актів щодо першочергових заходів з реформування державного регулювання у сфері містобудування» та направили відкрите звернення Прем’єр-міністру України Д.А. Шмигалю з напрацьованими пропозиціям, що стосуються реформування Державної архітектурно-будівельної інспекції. 

-  На вашу думку, що не так з реформою?

- Влітку ми детально розбирали презентацію Офісу простих рішень та результатів з реформування державного управління у сфері містобудування. Для загального розуміння розповім на прикладі цієї ініціативи. Там передбачається, що єдиним джерелом містобудівної̈ інформації̈ має стати містобудівний̆ кадастр. Це чудово, але це вже є у діючому законодавстві. Однак і тут треба суттєво попрацювати над його актуальністю та наповненням. Рухатись до впровадження повноцінного багатошарового містобудівного кадастру за прикладом або на основі земельного кадастру є правильним рішенням, хоча й воно потребує часу та масштабного фінансування, джерела якого зараз знайти важко. На нараді у Прем’єр-міністра за участі пана Саакашвілі прийняли мою пропозицію про надання містобудівних умов і обмежень як витягу з містобудівного кадастру. Відповідно, цей витяг має формуватися уповноваженим архітектурним органом або розробником містобудівної документації, або ж безпосередньо архітектором проєкту з наявної містобудівної документації, який має нести вагому персональну відповідальність. Однак, наявністю актуальної містобудівної документації можуть похвалитись далеко не всі населені пункти України, не кажучи про ОТГ. Вважаю вірним напрямом створення інституту юридичних осіб, уповноважених за здійснення містобудівного контролю, яке передбачено через механізм страхування їх цивільно-правової відповідальності: СС2 – 3 млн $, СС3 – 5 млн $. Але і тут у мене є сумніви, оскільки страхування відповідальності має залежати від вартості контрольованого об’єкту; суб’єкти контролю мають відповідати чітко виписаним ліцензійним умовам; потрібно впровадити алгоритм контролю та публічного висвітлення його результатів; запровадити вагому фінансову відповідальність за нехтування вимог здійснення контролю.

Пропозиція впровадити в правове поле будівництво за єврокодами теж не новація. В Україні давно є можливість проектувати і будувати за єврокодами, але необхідно нормативно впровадити механізм проходження експертизи проєкту. Такої спеціалізації в експертних організацій в Україні не існує. В європейських країнах проєктну документацію перевіряють більш досвідчені проєктувальники.

Це так коротко по головних тезах. Варто додати, що важливо в новому законодавстві про регулювання містобудування жодним чином не нівелювати реформу децентралізації і дозволити бізнесу робити вибір органів для отримання дозволів: чи у Державній сервісній службі, чи територіальних органах, чи в органах місцевого самоврядування. 

Список Интервью