Наши контакты: +38 044 361 92 79 | +38 067 912 89 29

Петр Шилюк: "Увеличивать объемы строительства, не терять доверие инвесторов - требование дня"

1 П С Шилюк 2020

 

Об актуальных особенностях работы строительного комплекса страны, перспективы жилищного строительства, реформу контрольно-разрешительной системы читайте в интервью Президента Строительной палаты Украины, Героя Украины Петра Шилюка.

Петр Степанович, этот год выдался сложным для экономики страны. От карантинных ограничений страдают все отрасли без исключения, а как в этих условиях приходится строителям?

Нелегко, конечно, ведь мы все впервые столкнулись с такими ограничениями, которые в начале весны иногда просто остановили производство. Строительная палата тогда безотлагательно обратилась к правительству с предложением все же позволить нам работать, конечно с учетом всех необходимых санитарно-эпидемиологических требований.

Хорошо, что нас услышали и строительные организации продолжили выполнение работ, прежде всего, на объектах жилищного строительства, по проектам программы «Большая стройка». Пользуясь случаем, хочу поблагодарить всех наших строителей, которые в этот непростой период работали настойчиво и ответственно, обеспечивая выполнение намеченных планов.

И хотя определенного «проседание» в показателях избежать не удалось по вполне понятным причинам, отрасль наверстывает отставание. Если по итогам 1 квартала 2020 индекс строительной продукции составил 91,3%, то за январь-июль - 95,4%. Это по сравнению с очень успешным для нас 2019 годом.

Могу отметить, строительная отрасль сработала лучше, чем даже промышленность в целом, где за январь-июль 2020г. индекс промышленной продукции составил 92,3%.

Несколько снизились темпы строительства жилья, но там, кроме карантина, сработали и другие факторы, о которых я скажу дальше.

Сейчас много дискуссий ведется вокруг реформирования контрольно-разрешительной системы в строительстве. Предлагаются коренные изменения, ликвидация ДАБИ, создание вместо одного органа нескольких новых. А каково ваше мнение по этому поводу?

Если коротко - главное, чтобы в результате реформ наплодить новых очагов коррупции. Строительную отрасль и без того называют самой коррумпированной, хотя всем известно, что взятки «ходят» не в строениях, а в кабинетах. К сожалению, за последние годы сложилась такая ситуация, когда легче было построить дом, чем его узаконить, получить необходимые документы, сертификат соответствия законченных строительством объектов. Все выглядит так, что это делалось искусственно, чтобы усложнить жизнь добропорядочным застройщикам, толкать их на незаконные действия.

Мы все будем только рады, если удастся прекратить этот беспредел чиновников, что, подчеркну, может повлиять и на уменьшение стоимости нового жилья, улучшение инвестиционного климата, прозрачность бизнес-климата в нашей отрасли.

Поэтому я с интересом встретил правительственные решения «Об оптимизации органов государственного архитектурно-строительного контроля и надзора», «О ликвидации Государственной архитектурно-строительной инспекции и внесении изменений в некоторые постановления Кабинета Министров Украины», соответствующие законопроекты.

Как Президент Строительной палаты, я не раз выступал на совещаниях различного уровня, в котором говорилось о реформировании системы архитектурно-строительного контроля, подчеркивал, что не следует останавливаться на полпути, но и в дальнейшем совершенствовать законодательство, освобождаться от коррупционных факторов.

В том числе, с использованием опыта стран Европейского Союза, где осуществления архитектурно-строительного контроля возлагается как на государственные, так и на местные структуры, это достаточно новое дело для нас. Конечно, возникают вопросы, насколько в наших условиях частные инспекторы будут работать добросовестно и профессионально, но, думаю, развитие децентрализации, усиления роли органов местного самоуправления диктуют именно такую ​​логику действий. Если местная власть получает больше полномочий и средств, то пусть берет на себя и больше ответственности. Отчитывается перед обществом, что она собирается строить на территории, кому выдает разрешения, как контролирует ведение строительства.

Поэтому строители должны искать заказчика именно на местах, ориентироваться на региональные программы развития территорий.

А центральная власть должна создать законодательные условия для эффективности такого сотрудничества.

Так, в частности, давно предлагаем начать строительство муниципального (арендного) жилья. В развитых странах это эффективно работает, приносит прибыль местной власти, которая имеет собственный жилой фонд, может сдавать его в аренду, предоставлять как временное жилье определенным категориям граждан, приглашенным специалистам. У нас, к сожалению, вся аренда жилья в тени. А случится, не дай Бог, какая-то чрезвычайное происшествие с разрушением дома - город лихорадочно ищет свободное жилье, чтобы куда-то временно переселить пострадавших.

Здесь уместно вспомнить и многолетнюю эпопею вокруг проектов реконструкции кварталов устаревшего жилья », которая длится уже второе десятилетие.

Так, легендарные «хрущевки" не молодеют. По данным экспертов, примерно половина жилого фонда Украины находится в неудовлетворительном техническом состоянии и нуждается в реконструкции, а 7,5% (75 млн. М. Кв.) Признаны непригодными для жизни. Фактически каждый четвертый городской житель проживает в жилых помещениях, имеющих неудовлетворительное техническое состояние и исчерпали свой эксплуатационный ресурс. Только в в Киеве насчитывается около 3200 «хрущевок», а это более 8000000 кв.метров.

Кто их будет ремонтировать? И когда?

Как известно, в Украине еще в 2007 году вступил в силу закон «О комплексной реконструкции кварталов (микрорайонов) устаревшего жилого фонда». К сожалению, по разным причинам он не реализован. Недавно, в том числе с участием экспертов Строительной палаты, разработан проект новой редакции Закона, однако и в дальнейшем проблема остается неподъемной - для государства, для местной власти, для бизнеса.

Между тем, в Программе деятельности Кабинета Министров 2020 прямо записано о «разработке практического механизма осуществления комплексной реконструкции устаревшего жилого фонда». Надеемся, что это будет не только декларация. Тем более, что и в профильном комитете Верховной Рады Украины тоже поддерживают такие намерения.

Кстати, хочу здесь подчеркнуть, что в Строительной палаты сложились эффективные деловые отношения с профильным парламентским комитетом, с соответствующими министерскими структурами. У нас есть обоюдная заинтересованность по обновлению законодательства для отрасли. Есть насущная необходимость также в актуализации нормативной базы, в частности, ДБН-ов, введение ВИМ-технологии.

Мы поддерживаем усилия Фонда Держмолодьжитло, который обращает внимание на критическую ситуацию вокруг финансирования государственных жилищных программ и призывает чиновников и депутатов при рассмотрении проекту Госбюджета 2021 содействовать выделению расходов на такие программы.

Речь идет о программах кредитования молодых семей на приобретение жилья, оказание поддержки для строительства доступного жилья, предоставления льготного государственного кредита перемещенным лицам, участникам АТО, ООС на приобретение жилья.

Есть свои предложения и по решению острой проблемы: защита инвесторов строительства от нечестных застройщиков и предотвращения появления новых проблемных объектов строительства.

Жилье сейчас строится преимущественно на средства граждан и мы, застройщики вместе с властью, должны сделать все, чтобы этот источник поступлений не обмелело, должны очистить рынок от фиктивных компаний, которые не имеют ни опыта работы в отрасли, ни надлежащей материальной базы (кроме разве что офиса с компьютером).

Кстати, о снижении темпов строительства жилья. Ко всем объективных сложностей добавились и известные скандалы вокруг мошеннических схем в некоторых крупных застройщиков в Киеве. А это - сотни замороженных объектов, долгостроев, потеря репутации, доверия ... Но главное, страдают инвесторы, наши граждане, вкладывающие значительные средства, чтобы иметь собственное жилье.

Такого не скажешь о корпорации «ДСК-Жилстрой», которую вы создавали и руководили ею в течение нескольких десятилетий. Кстати, в последнее время там произошли изменения в руководстве, почему вы уволились с должности Президента корпорации?

Я никогда за должности не держался, во-первых, и не искал их. Во-вторых, всему свое время. Отпраздновал очередной юбилей и принял решение передать рычаги управления своим младшим коллегам - тем, кого я подготовил, и в ком уверен, что они достойно продолжат наше общее дело.

Работы хватит для всех, в том числе и для меня - теперь Почетного президента корпорации.

В последнее время мы много делаем по модернизации производственной базы, в частности, приобрели и уже запустили в эксплуатацию новое оборудование немецкой фирмы EBAWE по изготовлению железобетонных изделий широкой номенклатуры. Они имеют не только лучшие технические характеристики, но и позволяют, в частности, строить более просторные квартиры. Уже сводим первый дом из этих конструкций.

В центре нашего внимания - и вопрос подготовки и трудоустройства рабочих строительных профессий. К сожалению, за последние годы экономика страны столкнулись с проблемой оттока кадров - за границей наши рабочие, особенно строители, оказались весьма востребованными.

Считаю, что в этой ситуации надо прибегать к комплексу мер - от поднятия минимальной зарплаты до законодательного нормирования отношений в треугольнике «Работодатель - Соискатель образования - Учебное заведение».

Ведь руководители предприятий нередко сталкиваются с ситуацией, когда мы самостоятельно готовим квалифицированных рабочих, тратим на это время и ресурсы, но нет никаких правовых оснований предложить такому молодому кадра отработать у нас хотя бы определенный срок.

Хорошо, что на предприятиях Корпорации мы можем заинтересовать молодежь стабильной работой с официальным трудоустройством, довольно приличной зарплатой, социальным пакетом и тому подобное. А как быть другим?

Скажу также, что Корпорация поддерживает деловые связи с Киевским национальным университетом строительства и архитектуры, строительными колледжами и лицеями, в частности, по внедрению дуальной системы обучения. То есть предоставляем студентам широкие возможности для получения необходимых практических навыков будущей профессии.

На недавнем заседании президиума Строительной палаты слушался вопрос работы комитетов Палаты. Какие задачи поставлены перед комитетами, которой отдачи вы ждете от них?

Мы рассматриваем эти комитеты как основную аналитическую звено в структуре Строительной палаты. Не случайно они по уставу называются постоянно действующими, поскольку призваны регулярно, планово анализировать процессы развития соответствующих направлений строительной отрасли - от промышленного и инфраструктурного строительства, реализации жилищных программ, подготовки кадров к вопросам внедрения новых информационных технологий в строительстве, энергосберегающих технологий и др.

И главное - на основе такого анализа в комитетах разрабатывают предложения по проектам изменений в законодательной и нормативной базе, которые готовятся субъектами законодательных инициатив. Ведь мы должны не только констатировать состояние дел, но и предлагать свое видение изменений к лучшему.

Всего таких комитетов 10 возглавляют авторитетные, опытные специалисты, практики. Название, к примеру, А.М.Карминського - одного из ведущих аналитиков нормативно-правовой базы, П.М.Куликова - ректор КНУБА, Г.Г. Фаренюка - доктора технических наук, директора ГНИИ строительных конструкций, С.Т.Сташевського, который имеет колоссальный опыт работы и в строительном комплексе, и в центральных и местных исполнительных органах.

Мы считаем, что общественные, профильные объединения должны как можно больше привлекаться к сотрудничеству с центральными государственными органами, должны иметь возможность отстаивать свою аргументированную позицию.

Строители ожидают улучшения нормативно-правовой базы, инвестиционного климата, прозрачности ведения бизнеса, эффективного диалога между властью и предпринимателями.

Но мы не должны сидеть и ждать, когда нам подадут готов, утвержден наверху документ, а мы будем его выполнять и критиковать - это так, а это не так.

Согласно Строительная палата в течение последних лет не раз инициировала общественные слушания по тем или иным важных законопроектов, в частности, вопросам реконструкции кварталов устаревшего жилья, строительства доступного жилья, энергоэффективности зданий.

Приятно отметить, что «наверху» к нам прислушиваются, наши предложения учитывают при подготовке проектов соответствующих нормативных актов.

Спасибо за интервью.

Список Интервью