Наши контакты: +38 044 361 92 79 | +38 067 912 89 29

Отечественный рынок металлоконструкций: реалии и перспективы

1 21 site 42

Одним из главных факторов влияния на экономические процессы как в мировой экономике, так и на отечественном рынке в 2020 году стал фактором распространения пандемии COVID-19. Впрочем, несмотря на жесткий противоэпидемический режим, введенный
в ответ на распространение коронавирусной болезни, по оценкам Украинского Центра Стального Строительства, сектор производства металлоконструкций завершил 2020 год с положительными показателями, продолжив начало еще в 2016 году тенденцию к росту.

 

Макроэкономические условия и развитие строительной отрасли в 2020 году

После существенного падения в первом квартале 2020-го во второй половине года началось постепенное восстановление экономики. Улучшение показателей прежде всего произошло в промышленности, тогда как восстановление сферы услуг, учитывая ее большую чувствительность к карантинным ограничениям, оставалось слабым.

С мая после смягчения карантинных ограничений началось восстановление экономики Украины: падение ВВП заметно замедлилось (по оценкам НБУ-3,5% р/с в 3 кв. и до -1,5% г/г в 4 кв.). В целом более быстрые, чем ожидалось, темпы роста были обусловлены потреблением. Рост частного потребления поддерживался дальнейшим повышением зарплат, программами социальной поддержки населения и бизнеса, а также изменением потребительского поведения (переориентация потребителей на внутренний рынок). Благодаря большим темпам сокращения импорта по сравнению с экспортом вклад чистого экспорта был положительным, а инвестиционный спрос оставался низким.

В 2020 году продолжилось увеличение расходов бюджета на дорожное хозяйство. Их объемы значительно выросли и стали приоритетными. Для сравнения: в прошлом году они были почти вдвое выше, чем в 2019 году. Это сказалось на росте строительства, а именно на объемах строительства инженерных сооружений (транспортная инфраструктура: железные дороги, дороги, взлетно-посадочные полосы, мосты, эстакады, трубопроводы и коммуникации, дамбы).

По расчетам НБУ влияние увеличения в 2020 году государственных расходов на дорожную инфраструктуру в ВВП (с учетом косвенных эффектов влияния на другие виды деятельности) оценено в 1,4-1,5 п.п. Анализ тендерной документация свидетельствует, что для большинства дорог был предусмотрен текущий мелкий и средний ремонт.

 

2

 

В целом в 2020 году строительство было одним из немногих видов экономической деятельности, показавших положительные темпы роста и, согласно итогам года, удержали ВВП от более значительного падения (по оценкам НБУ, положительное влияние на темпы изменения ВВП — 1,4-1,5 п.п.). По итогам года общий объем выполненных строительных работ составил 7,4 млрд дол. США, что на 5% больше результатов предыдущего года.


Объем выполненных работ в сегменте нежилого строительства сократился на 5% и составил 1,85 млрд долларов. США.

Под влиянием наращивания бюджетных расходов на дорожную инфраструктуру ускорился рост стоимости строительства. К концу года цены на строительно-монтажные работы по сравнению с соответствующим периодом в предыдущем году выросли на 1,3%.

Основные тренды рынка стальной продукции

В период острой фазы заболеваемости COVID-19 наиболее пострадали экономики развитых стран, что привело к снижению потребления стали в этих регионах. Так, например, в Европе, Северной Америке и странах Азии (кроме Китая) этот показатель находился в пределах -15%. Чуть меньшее падение продемонстрировали страны СНГ — здесь спад составил -8%. Единственным рынком, где произошел рост, стал Китай. Он не только удержался на плаву, но и увеличил потребление стали на 8%.

Реагируя на уменьшение спроса в начале 2020 года металлурги существенно сократили производство, останавливая доменные печи и сталеплавильные агрегаты. Но в результате медленного возврата к работе приостановленного производства цены на сталь на фоне роста спроса достигли многолетних рекордных отметок.

Что касается отечественного рынка, то в 2020 году объем видимого потребления металлоконструкций ожидается около 150 тыс. тонн или рост на 15 тыс. тонн по сравнению с предыдущим годом. Несмотря на сокращение сектора нежилого строительства, достижение указанных результатов стало возможным благодаря росту сегмента инженерных построек, в том числе производства мостовых и дорожных металлоконструкций.

3

 

Если проанализировать производство металлоконструкций в Украине, то рост продемонстрировали 31% участников рынка, сокращение – 68%. При этом удельный вес заводов металлоконструкций, производящих более 5 тыс. т конструкций в год, вырос на 5 п.п. до 48%, а количество участников рынка с соответствующими объемами не изменилось. Удельный вес объемов производства менее 2 тыс. т сократился на 2 п.п. до 17% даже на фоне роста номинального количества ЗМК с соответствующими объемами. Итак, наибольший вклад произвели преимущественно крупные и средние компании.

4

 Можно констатировать перераспределение объемов производства с переходом к большому размеру компаний.

Кумулятивный баланс внешнеэкономических операций рынка металлоконструкций по итогам года был сформирован отрицательным -1,3 тыс. т, преимущественно за счет роста импорта конструкций типа "дорожное заграждение" под проекты строительства дорожно-транспортной инфраструктуры. В целом удельный вес сегмента инженерно-транспортной инфраструктуры составил 42% от общего объема импортных поставок.

Следует отметить, что из общего объема (5,2 тыс. т) импорта продукции инженерно-транспортной инфраструктуры 82% (4,2 тыс. т) приходилось на металлоконструкции дорожного заграждения, остальные – на осветительные конструкции (около 1 тыс. т). Практически весь объем импортных дорожных металлоконструкций (около 97% или 4,1 тыс. т) был завезен только четырьмя компаниями.

По итогам 2020 года объем экспорта металлоконструкций составил 10,8 тыс. т. В структуре экспортных поставок доминировали общестроительные конструкции — 88% общего объема экспорта металлоконструкций.

В географической структуре импорта металлоконструкций доминируют Турция, Белоруссия, Казахстан и Польша, что объясняется повышенным объемом поставок именно
дорожного заграждения из этих стран. Большинство общестроительных конструкций (72% объема в указанном сегменте) импортировались из Белоруссии.


В географической структуре экспорта наибольшие объемы поставок производились в Россию, Польшу и Молдову, из которых 88,4% приходилось на сегмент общестроительных конструкций. В динамике и структуре импорта проката строительного сортамента также произошли значительные изменения. Импорт непокрытого листового проката по итогам года сократился на 33% до 204 тыс. т, преимущественно за счет уменьшения объема тонколистового горячекатаного проката — на 50% до 92 тыс. т.

Импорт группы «прутки, арматура, катанка» за 2020 год сократился на 9% до 337 тыс. т, преимущественно в результате уменьшения объема поставок арматуры — на 28% до 114 тыс. т. Импорт катанки вырос на 35% до 64 тыс. т. Импорт фасонного проката сократился на 19% до 73 тыс. т.

Сокращение импорта фасонного проката произошло за счет уменьшения доли угла – на 30 п.п. до 31%, швеллера – на 7% до 14 тыс. т, балки – на 10% до 24 тыс. т и рост категории «другой фасонный прокат» на 14% до 3 тыс.т. Объем импорта труб, используемых в строительстве, сократился на 8% до 41 тыс. т. Больше уменьшился объем сварных труб общего назначения — на 15% до 10 тыс. т. Объем бесшовных и профильных сварных труб общего назначения сократился на 6% до 17 тыс. т и 15 тыс. т соответственно.

 

Рынок проката с покрытием

Динамика характеризующих основных показателей рынок рулонного проката с покрытием, в 2020 году был неоднородным и, учитывая расчетные показатели, неоднозначным. Так, по итогам прошлого года, внутреннее производство оцинкованного проката выросло на 7% до 419 тыс. т. При этом потребление сократилось на 6% до 308 тыс. т, что на фоне повышения производства было обусловлено сокращением объема импортных поставок на 19% до 102 тыс. т и ростом экспорта на 12% до 213 тыс. т.

5

Что касается показателей импорта, то по итогам года импорт из Китая сократился более чем в три раза, а из России — до нуля. Поставки из Китая характеризовались минимальными объемами и нерегулярностью. Напомним, что в июне 2019 года были применены антидемпинговые пошлины по импорту в Украину товаров, происходящих из Российской Федерации и Китая, сроком на 5 лет. Для производителей-экспортеров товаров из РФ определена ставка антидемпинговых пошлин на импорт в Украину на уровне 47,57%, а для производителей-экспортеров из Китайской Народной Республики - 22,78%.

В географической структуре импорта ключевым изменением есть наращивание удельного веса проката отечественного производства – на 6 п.п. до 67% от общего объема, а также убытия с рынка китайского и российского импорта.

В структуре потребления в разрезе марок стали наибольшая доля приходится на сталь DX51D - 78% (в 2019 году -64%), наименьшие доли распределились между сталью S320GD-S350GD - 4% (в 2019 году - 8%), S220GD-S28 ,8% (в 2019 году – 0,5%) и 08ПС – 0,5% (в 2019 году – 2%).

Согласно мировым тенденциям росли цены на оцинкованный прокат отечественного и импортного производства. Следует отметить, что если в начале года цены на отечественный и турецкий оцинкованный рулон находились в диапазоне, близком к паритету, то к концу года украинская продукция получила от 50 до 80 дол. США ценового преимущества. Ценовое преимущество отечественной продукции относительно европейской, которая была стабильной в течение всего года, в декабре нивелировалось из-за резкого повышения стоимости украинской оцинковки.

6

Ситуация на рынке проката с полимерным покрытием по итогам 2020 года характеризовалась:

1) ростом объема внутреннего производства в 2,3 раза до 48 тыс. т.;

2) ростом экспорта в 4,5 раза до 7,8 тыс. т.;

3) ростом импорта на 9% до 321 тыс. т.;
4) ростом потребления (расчетно), в том числе за счет эффекта низкой базы, на 15% до 362 тыс. т.

По информации участников рынка, реальное потребление проката с полимерным покрытием было значительно ниже расчетных показателей, и на складах производителей имеются существенные запасы металла из полимерным покрытием.

Следовательно, ввиду карантинных ограничений, нисходящая экономическая динамика (в 2 кв. ВВП Украины составляла —11,4%) и рост мировых цен на сырье, можно сделать вывод, что действия игроков рынка имели предупредительный характер и были средством минимизации рисков за счет формирования остатков на складах. Учитывая начало антидемпингового расследования по импорту окрашенного рулона из Китая в 2 кв. 2020 года, возможно введение предварительной антидемпинговой пошлины. При реализации этого сценария возникают сомнения в способности турецких и европейских производителей заместить объемы китайского импорта, что потенциально может выбыть с рынка: внутренний рынок Турции характеризуется ростом цен и повышенной загрузкой производителей, в то же время на рынке Европы также наблюдается дефицит продукции. В таких условиях украинские производители могут получить существенные потенциальные возможности для наращивания объемов производства.

В течение года китайская продукция традиционно доминировала в структуре импорта, однако следует отметить, что ее доля сократилась на 1 п.п. до 46%. Удельный вес европейского импорта сократился на 4 п.п. до 36%, что позволило отечественным производителям компенсировать это падение увеличением доли рулона внутреннего производства. В структуре потребления крашеного рулона в 2020 году доминировала сталь DX51D – 55% от общего объема, доля стали S220GD – S280GD составляла 18,7%.

Прогнозы на текущий год 

Согласно оценкам НБУ, экономика нашей страны в 2021 году вернется к росту. ВВП Украины вырастет на 4,2% благодаря как наращиванию внешнего спроса, так и постепенному ослаблению карантинных ограничений и связанной с ними неопределенности перспектив развития экономической ситуации.

7

Основными предположениями указанного прогноза являются:
• продление адаптивного карантина в первом полугодии, ослабление карантинных ограничений и связанной с ними неопределенности;
• ограничение в виде усиленного уровня противоэпидемических мер;
• восстановление внешнего спроса;
• повышение минимальной заработной платы;
• продолжение программы сотрудничества с МВФ.

Восстановление наименее пострадавших от карантинных ограничений секторов, прежде всего промышленности и сельского хозяйства, произойдет благодаря росту спроса, в частности, внешнего. В секторе услуг и транспорта восстановление будет медленнее и зависит, в частности, от темпа вакцинации от COVID-19. При ослаблении карантинных ограничений и восстановлении положительной экономической динамики в 2021 году эксперты УЦСБ ожидают дальнейшего роста объема потребления металлоконструкций и продолжения положительного вклада производства металлоконструкций для использования в инфраструктурных проектах.

Положительная динамика номинального объема производимой строительной продукции, номинированной в долларах США, в течение года будет сдерживаться умеренной девальвацией национальной валюты по отношению к доллару США. Также ожидается рост потребления оцинкованного проката до уровня 2019 года, что соответствует приросту около 5%. К основным факторам, которые будут влиять на динамику потребления оцинкованного проката в 2021 году, относятся восстановление экономического роста и рост удельного веса рулона отечественного производства. Последнее зависит от улучшения качества продукции и сервисов украинских производителей.


Что касается прогнозов на 2021 год относительно развития сегмента металлопроката с полимерным покрытием, то по базовому сценарию прогнозируется рост потребления на 5% с сохранением тенденции снижения удельного веса импорта. На стоимость готовой продукции будет существенно влиять скорость восстановления мировой и национальной экономики, а соответственно — динамики стоимости сырья. Динамика ценообразования будет зависеть от скорости истощения складских запасов, закупленных по старым ценам. Так что цены на готовую продукцию будут постепенно расти в течение первого квартала.

В случае реализации оптимистического сценария – стабилизации цен на сырье и более быстрого восстановления мировой экономики – рост фактического потребления окрашенного рулона может составить даже 8-10%.

Учитывая такие фундаментальные факторы, как проведение антидемпингового расследования и принятие нового Технического регламента в строительстве, 2021 год будет годом противостояния между производителями высококачественной продукции и продукции низкого качества, другими словами — между высоким и низким ценовыми сегментами. В любом случае в ближайшие два года рынок профилирования ожидают существенные изменения.


Обзор подготовлен на основе материалов

Украинского Центра Стального Строительства.

 

Список Статей