SIX SIGMA (6σ) ‒ проверенная методология, основанная на использовании статистического анализа для измерения и улучшения операционной деятельности. Стремясь минимизировать, а в идеале – свести к нулю количество дефектов, методологию SIX SIGMA уже применяют тысячи компаний ‒ мировых лидеров. Методологию SIX SIGMA сегодня используют такие компании, как Motorola, GE, Pfizer, Daimler, GM, Ford, Citibank и многие другие мировые лидеры. Их цель – уменьшить затраты и повысить производительность.
По словам мастера «Черных поясов» Артура Вердияна, суть данной концепции состоит в необходимости улучшения конечного качества каждого процесса на предприятии, минимизации дефектов и статистических отклонений в операционной деятельности. В рамках концепции определяются измеримые цели и результаты, для достижения которых используются методы управления качеством, в том числе статистические. Также согласно данной концепции на предприятии предполагается создание специальных рабочих групп, которые проходят теоретические обучения и решают реальные проблемы. Существуют три уровня специалистов в зависимости от потребности компании. Например, уровень «Зеленых поясов» включает базовые знания статистики и методики решения проблем. «Черные пояса» – «продвинутый» уровень, в его рамках изучаются более сложные инструменты для решения непростых проблем и ведения проектов. Мастера «Черныx поясов» уже имеют большой опыт работы и умение обучать других.
В конце 1990-х методику 6 сигм решили освоить в компании Daimler Chrysler, где ею пришлось овладеть Артуру Вердияну: «Я начал заниматься этим в 1999 году, когда из GM перешел в компанию Daimler Chrysler. Сейчас имею сертификат Мастера «Черных поясов», а также опыт обучения более 100 студентов и немало проектов за плечами». Как свободный агент Артур Вердиян сотрудничает в Украине с компаниями МIМ (Мушег Геворгян) и LBC Consulting (Dieter Meier).
Как это работает
При реализации проектов по совершенствованию процессов используется следующая последовательность этапов:
✓ define ‒ определение целей проекта и запросов потребителей (внутренних и внешних); ✓ measure ‒ измерение процесса;
✓ analyze ‒ анализ и определение коренных причин дефектов;
✓ improve ‒ улучшение процесса, сокращающего количество дефектов;
✓ сontrol ‒ контроль за дальнейшим протеканием процесса.
Решение проблем включает три основные методики:
1. «Реактив» (reactive) ‒ решение, нахождение причины (сегодняшние проблемы).
2. «Трансактионал» (transactional) ‒ улучшение процесса.
3. Превентивные методы (preventative) ‒ построение процесса таким образом, чтобы не возникало проблем.
«Универсальный инструмент, которым я владею и хочу поделиться с украинскими специалистами, работает везде. Я решал проблемы с лобовыми стеклами на автомобиле (почему трескаются), с резиновыми уплотнениями машин (почему не ложатся правильно и пропускают), с трансмиссией, двигателем, пультом управления... Даже решали проблемы с производством печенья (Kraft Food), а также солнечных пластин и батареек (Robert Bosch) и т.д.», ‒ говорит Артур Вердиян.
Мастер «Черных поясов» уверен, что владельцы компании или топ-менеджмент знают, где их «головная боль», и цели, которых они хотят достичь. Если на помощь такой компании привлечь специалистов по методике шести сигм, проблемы будут решены.
«Уникальность услуг специалистов 6 сигм состоит в том, что мы не просто делаем анализ и уходим. Наша ответственность заключается в обучении «ходить по процессу» правильно и «разговаривать» с продуктом, независимо от того, что производится ‒ машины, бетон, инструменты, лекарства или хлеб», ‒ отмечает эксперт.
«Украинская компания, которая была на грани банкротства в конце 2015 года, сегодня уже прибыльная и имеет миллионные доходы. Вот результат нашей работы», ‒ подчеркивает Артур Вердиян.